Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Юрист готов ответить на ваш вопрос!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Статья 142.2 УК РФ, введенная Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 249-ФЗ, предусматривает уголовную ответственность за незаконные выдачу и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования.
Комментарии к статье 142.2 УК РФ
Объект преступления. Основным объектом преступления, предусмотренного статьей 142.2 УК РФ выступает гарантированное Конституцией РФ свободное и равное осуществление избирательного права, права на участие в референдуме.
Факультативными объектами могут быть нормальная деятельность избирательной комиссии или комиссии референдума, интересы государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления.
Предмет преступления — избирательные бюллетени и бюллетени для голосования на референдуме.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 142.2 УК РФ, характеризуется действиями: выдачей гражданину (гражданам) избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, бюллетеней для общероссийского голосования, предназначенных для других избирателей или участников референдума, более двух раз в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданам заполненных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, бюллетеней для общероссийского голосования.
Таким образом, состав преступления имеет место при незаконной выдаче как минимум трех избирательных бюллетеней или бюллетеней для голосования на референдуме или общероссийском голосовании.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 142.2 УК РФ может быть совершено и путем предоставления бюллетеня так называемому ненадлежащему избирателю, поскольку в ст. 142.2 УК РФ говорится не об избирателе, а о гражданине (гражданах).
Понятие «гражданин» шире, чем понятие «избиратель»: лицо может быть гражданином РФ, но при этом не являться избирателем. Например, избирателем не является: гражданин, не достигший возраста 18 лет; гражданин, признанный судом недееспособным; гражданин, содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 142.2 УК РФ — прямой умысел — субъект осознает, что совершает незаконную выдачу избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования и желает совершить это действие.
Субъект преступления — специальный — член избирательной комиссии, комиссии референдума, общероссийского голосования.
Комментарий к ст. 5.22 КоАП
Для проведения выборов, референдума избиратель, участник референдума получают бюллетени, которые изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии и являются документами строгой отчетности. Нумерация бюллетеней не допускается. Число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 3 процента превышать число зарегистрированных избирателей, участников референдума.
Каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.
Бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению, — по предъявлении также открепительного удостоверения.
Бюллетень заполняется избирателем, участником референдума в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц.
Если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии выдает избирателю, участнику референдума новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей, участников референдума против фамилии данного избирателя, участника референдума. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт.
Избиратель, участник референдума, не имеющие возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющихся членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем. В таком случае избиратель, участник референдума устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей, участников референдума указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума.
Объективная сторона правонарушения — действие (выдача бюллетеня).
Субъект правонарушения — член участковой или иной избирательной комиссии, комиссии референдума.
Правонарушение может быть совершено только умышленно, т.к. согласно диспозиции комментируемой статьи такие действия совершаются в целях предоставления возможности гражданину проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования.
Комментарии к ст. 5.22 КОАП РФ
1. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с избирательными правами граждан, правом участвовать в референдуме и, в частности, с установленным порядком голосования на выборах и референдуме.
2. Федеральные законы, регулирующие организацию и проведение выборов и референдумов (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1), устанавливают, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других лиц не допускается. Такое требование преследует цель, с одной стороны, исключить возможность контроля за волеизъявлением избирателя, а с другой — не допустить фальсификации результатов выборов (референдума).
Бюллетень выдается членом избирательной комиссии (комиссии референдума) гражданину, включенному в список избирателей (список лиц, имеющих право на участие в референдуме), по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина.
В случае если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии (комиссии референдума), выдавшему бюллетень, с просьбой выдать новый бюллетень взамен испорченного. При выдаче нового бюллетеня для голосования делается соответствующая отметка в списке избирателей, участников референдума, а испорченный бюллетень незамедлительно погашается, о чем составляется акт.
3. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи выражается в одном из следующих действий члена комиссии:
- в выдаче одного или более бюллетеней гражданину, не включенному в списки избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума, либо вообще не обладающему избирательным правом, правом участия в референдуме и не включенному в списки избирателей, участников референдума (например несовершеннолетнему), с целью предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, другого участника референдума; проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования;
- в выдаче одного или более бюллетеней гражданину, включенному в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования;
- в выдаче гражданину уже заполненных кем-либо ранее бюллетеней.
4. Субъектом правонарушения по ч. 1 данной статьи является член участковой или иной избирательной комиссии, комиссии референдума.
5. Данное правонарушение может быть совершено только умышленно. Имеются в виду цели перечисленных противоправных деяний.
6. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, состоит в получении гражданином, включенным либо не включенным в список избирателей, участников референдума на данном участке, избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью голосования за других лиц, имеющих право голосования на данном участке. При квалификации данного нарушения не имеет значения, за какое лицо (родителя, супруга, соседа и т.п.) и по какой причине намерен проголосовать гражданин, получивший бюллетень. Данное деяние может быть совершено в том числе при предъявлении гражданином чужого открепительного удостоверения.
Этот вид административного наказания установлен за все административные правонарушения избирательного законодательства, предусмотренные КоАП РФ. Только две статьи (5.19 и 5.20) предусматривают применение наравне с административным штрафом дополнительного административного наказания — конфискации предмета административного правонарушения.
Установление санкции имущественного характера соответствует общемировой практике применения мер юридической ответственности за избирательные правонарушения.
Санкцией за совершение административно-правовых деликтов в сфере избирательных правоотношений в законодательстве зарубежных стран в большинстве случаев является выплата штрафа. В Польше штраф за совершение рассматриваемых правонарушений может составлять от 5000 до 50 000 злотых (что составляет примерно от 164 до 164 014 долл.), в Македонии — от 20 000 до 300 000 динаров (от 438 до 6569 долл.), в Болгарии — от 10 000 до 100 000 левов (от 6968 до 69 677 долл.), в США — не более 5000 долл. Необходимо отметить, что, несмотря на существенную разницу в размерах штрафа, в рассматриваемых государствах эти суммы служат барьером для нарушителей избирательного законодательства. Установление российским законодателем санкции имущественного характера в большинстве случаев оправданно и способствует упорядочиванию общественных отношений в сфере выборов. В некоторых же случаях размер санкции недостаточно велик, что не способствует профилактике недопущения правонарушений. Например, за предусмотренное ст. 5.16 КоАП РФ осуществление в период избирательной кампании благотворительной деятельности установлен административный штраф для граждан в размере от 2000 до 2500 руб.; для должностных лиц — от 3000 до 4000 руб.; для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56 КоАП РФ, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление времени рассмотрения не допускается. Установление такого сжатого срока связано с ограниченным периодом избирательной кампании и представляется оправданным. На наш взгляд, введение более короткого срока нецелесообразно, так как это может отрицательно сказаться на качестве рассмотрения и разрешения таких дел по существу.
Следует также обратить внимание на тот факт, что сокращенный срок рассмотрения этой категории дел не влияет на срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о выборах не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Такой длительный срок для привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах представляется нецелесообразным по той причине, что большинство нарушений выявляется непосредственно в ходе избирательной кампании.
Установление такого срока для принятия постановления по делу об административном правонарушении по данной категории дел приводит к затягиванию процесса сбора доказательств по делу и ведет к неэффективной работе правоохранительных органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. По этой причине предлагается ограничить срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах двумя месяцами.
В связи со сжатым сроком избирательной кампании установлен более краткий срок на обжалование постановления по делу об административном правонарушении: жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56 КоАП РФ, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений (ч. 3 ст. 30.3 КоАП РФ). Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении также сокращены (ч. 2 ст. 30.5 КоАП РФ).
Комментарий к статье 5.22 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с избирательными правами граждан, правом участвовать в референдуме и, в частности, с установленным порядком голосования на выборах и референдуме.
2. Федеральные законы, регулирующие организацию и проведение выборов и референдумов (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1), устанавливают, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других лиц не допускается. Такое требование преследует цель, с одной стороны, исключить возможность контроля за волеизъявлением избирателя, а с другой — не допустить фальсификации результатов выборов (референдума).
Бюллетень выдается членом избирательной комиссии (комиссии референдума) гражданину, включенному в список избирателей (список лиц, имеющих право на участие в референдуме), по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина.
В случае если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии (комиссии референдума), выдавшему бюллетень, с просьбой выдать новый бюллетень взамен испорченного. При выдаче нового бюллетеня для голосования делается соответствующая отметка в списке избирателей, участников референдума, а испорченный бюллетень незамедлительно погашается, о чем составляется акт.
3. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи выражается в одном из следующих действий члена комиссии:
а) в выдаче одного или более бюллетеней гражданину, не включенному в списки избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума, либо вообще не обладающему избирательным правом, правом участия в референдуме и не включенному в списки избирателей, участников референдума (например несовершеннолетнему), с целью предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, другого участника референдума; проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования;
б) в выдаче одного или более бюллетеней гражданину, включенному в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования;
в) в выдаче гражданину уже заполненных кем-либо ранее бюллетеней.
4. Субъектом правонарушения по ч. 1 данной статьи является член участковой или иной избирательной комиссии, комиссии референдума.
5. Данное правонарушение может быть совершено только умышленно. Имеются в виду цели перечисленных противоправных деяний.
6. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, состоит в получении гражданином, включенным либо не включенным в список избирателей, участников референдума на данном участке, избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью голосования за других лиц, имеющих право голосования на данном участке. При квалификации данного нарушения не имеет значения, за какое лицо (родителя, супруга, соседа и т.п.) и по какой причине намерен проголосовать гражданин, получивший бюллетень. Данное деяние может быть совершено в том числе при предъявлении гражданином чужого открепительного удостоверения.
7. Субъектом правонарушения по ч. 2 данной статьи является гражданин, обладающий либо не обладающий правом участия в голосовании на выборах (референдуме), хотя и достигший 16-летнего возраста.
8. Данное деяние может быть совершено только умышленно, с целью незаконно проголосовать вместо другого лица.
9. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1). Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Административная ответственность за нарушение законодательства о выборах
Нарушение законодательства о выборах на стадии предвыборной агитации ответственность предусмотрена статьями 5.8, 5.10, 5.11, 5.12, 5.14, 5.15 КоАП РФ. Так, предвыборная агитация вне агитационного периода либо в местах, где ее проведение запрещено, влечет наложение штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
КоАП РФ установлена ответственность за подкуп избирателей, а также за осуществление в период избирательной кампании благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах (статья 5.16). Административное наказание также предусмотрено за непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (статья 5.25), использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании (статья 5.45) и др.
Кто вправе обжаловать решения избирательной комиссии?
Закон содержит большой перечень лиц, кто имеет право обратиться в суд, в случае нарушения его избирательных прав, фактически это все лица, каким-либо образом участвующие в выборах или имеющие право на участие в них, то есть и избиратели, и кандидаты. Помимо них вправе обратиться с жалобой доверенные лица кандидатов, избирательные объединения, а также наблюдатели
Даже не смотря на внешнюю простоту процедуры выборов — обжалование нарушений избирательных прав граждан РФ является очень сложный и трудоемкий процесс. Часто требуется еще и обжалование решения гражданского суда. Вот почему обращение к нам за юридической услугой – Ваш правильный выбор.
ПОЛЕЗНО: смотрите видео и Вы узнаете, почему Доверители выбирают нашу организацию в помощники, пишите свой вопрос в комментариях ролика и получайте БЕСПЛАТНО совет адвоката по любому вопросу
Административное наказание
За мелкие нарушения граждане привлекаются к административной ответственности. Основные виды правонарушений приводятся в главе 5 КоАП. Обычно они связаны с организацией выборов, а также к функционированию избирательных участков.
Во время таких проступков не затрагиваются конституционные права россиян. Наиболее часто встречаются нарушения, связанные с деятельностью избирательной комиссии, финансированием кампании или с результатами выборов.
Самыми яркими примерами административных проступков являются:
- отказ от предоставления или передача с опозданием сведений, в которых указываются суммы и источники денежных поступлений в избирательный фонд (ст. 5.17 КоАП);
- нарушение условий, которые предъявляются к кандидатам, занимающихся предвыборной агитацией (ст. 5.8 КоАП);
- использование неправомерной рекламы работы или службы кандидата (ст. 5.9 КоАП);
- уничтожение или нарушение целостности агитационных материалов, представленных в печатном виде (ст. 5.14 КоАП);
- использование подкупа в отношении участников референдума или избирателей (ст. 5.16 КоАП);
- предоставление бюллетеня без соблюдения определенных правил (ст. 5.22 КоАП).
За такие проступки нарушителю приходится уплачивать штраф, размер которого определяется индивидуально. Если нарушение считается незначительным, например, если не были своевременно поданы данные об избирателях, то физлица уплачивают штраф от 1 до 5 тыс. руб.
Если же обнаруживается подкуп, то к гражданам применяются более серьезные меры наказания, представленные денежной санкцией в размере до 25 тыс. руб.
Незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня вид ответственности
Установите соответствие между примерами правонарушений и отраслями права, нормы которых определяют за них ответственность: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ |
Комментарий к статье 5.22 КоАП РФ
1. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с избирательными правами граждан, правом участвовать в референдуме и, в частности, с установленным порядком голосования на выборах и референдуме.
2. Федеральные законы, регулирующие организацию и проведение выборов и референдумов (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1), устанавливают, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других лиц не допускается. Такое требование преследует цель, с одной стороны, исключить возможность контроля за волеизъявлением избирателя, а с другой — не допустить фальсификации результатов выборов (референдума).
Бюллетень выдается членом избирательной комиссии (комиссии референдума) гражданину, включенному в список избирателей (список лиц, имеющих право на участие в референдуме), по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина.
В случае если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии (комиссии референдума), выдавшему бюллетень, с просьбой выдать новый бюллетень взамен испорченного. При выдаче нового бюллетеня для голосования делается соответствующая отметка в списке избирателей, участников референдума, а испорченный бюллетень незамедлительно погашается, о чем составляется акт.
3. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи выражается в одном из следующих действий члена комиссии:
а) в выдаче одного или более бюллетеней гражданину, не включенному в списки избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума, либо вообще не обладающему избирательным правом, правом участия в референдуме и не включенному в списки избирателей, участников референдума (например несовершеннолетнему), с целью предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, другого участника референдума; проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования;
б) в выдаче одного или более бюллетеней гражданину, включенному в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования;
в) в выдаче гражданину уже заполненных кем-либо ранее бюллетеней.
4. Субъектом правонарушения по ч. 1 данной статьи является член участковой или иной избирательной комиссии, комиссии референдума.
5. Данное правонарушение может быть совершено только умышленно. Имеются в виду цели перечисленных противоправных деяний.
6. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, состоит в получении гражданином, включенным либо не включенным в список избирателей, участников референдума на данном участке, избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью голосования за других лиц, имеющих право голосования на данном участке. При квалификации данного нарушения не имеет значения, за какое лицо (родителя, супруга, соседа и т.п.) и по какой причине намерен проголосовать гражданин, получивший бюллетень. Данное деяние может быть совершено в том числе при предъявлении гражданином чужого открепительного удостоверения.
7. Субъектом правонарушения по ч. 2 данной статьи является гражданин, обладающий либо не обладающий правом участия в голосовании на выборах (референдуме), хотя и достигший 16-летнего возраста.
8. Данное деяние может быть совершено только умышленно, с целью незаконно проголосовать вместо другого лица.
9. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1). Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Обжалование нарушений
Не все избиратели понимают сложность организации плебисцитов. В работе по реализации гражданской привилегии принимают участие практически все госорганы. Правила и нормы их деятельности указываются в соответствующих нормативных актах о выборах. К примеру, в закон № 121-ФЗ от 24.06.1999 включена 12-я глава. Ее статьи (90-93) описывают порядок подачи жалоб на нарушения в ходе выборов депутатов Государственной Думы.
Голосование в РФ принято проводить в выходной день. В связи с этим прокуратура и суды обязаны изменить график работы. Указанные структуры организуют дежурство таким образом, чтобы граждане смогли принести информацию о нарушениях незамедлительно. Кроме того, она должна быть проверена в кратчайшие сроки.
Важно: особое внимание в законодательстве уделено восстановлению нарушенного права гражданина. Оно должно быть немедленно восстановлено, если предоставляется такая возможность.
Жалобы и обращения о нарушениях направляются в разные инстанции. Большая часть адресуется в соответствующую избирательную комиссию (ИК). Например, если голосование на участке началось (закончилось) в неположенное время, то следует проинформировать территориальную ИК. Кроме того, люди могут писать напрямую в прокуратуру. Данная правоохранительная структура обязана незамедлительно отреагировать на сигнал и устранить нарушение.
Статья 142.1 УК РФ («Фальсификация итогов голосования»)
Как уже было ранее анонсировано, данная статья устанавливает ответственность за оказание неправомерного влияния на итоги голосования. Как и в части 1 статьи 142 УК РФ, субъект преступления здесь специальный, а состав преступления формальный и считается оконченным с фактического выполнения одного или нескольких из следующих условий:
- включение неучтённых бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании;
Ситуация как раз из примера про гражданина «А» в первом приведённом случае.
- представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума;
Это так называемые «мёртвые души», то есть в окончательный протокол вносятся данные о несуществующих лицах или лицо, которое фактически не появлялось на избирательном участке. Двойная отметка в окончательном протоколе на разных участках – достаточно обыденная, к сожалению, ситуация.
- заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц;
Административная ответственность за нарушение избирательных прав граждан
Значительная часть нарушений избирательных прав граждан влечет применение мер административной ответственности, в силу чего институт административной ответственности занимает заметное место в системе охранительных юридических гарантий осуществления гражданами активного и пассивного избирательного права Игнатенко В.В., Ищенко Е.П. Административная ответственность за нарушение российского законодательства о выборах и референдумах. М. — 2000..
Административные правонарушения в этой сфере и ответственность за их совершение предусмотрены главой 5 (статьи 5.1 — 5.25) КоАП РФ.
Исходя из специфики и предметной характеристики отношений, являющихся объектом правонарушения, последние можно классифицировать по определенным группам:
- — нарушения, связанные с осуществлением деятельности избирательных комиссий;
- — нарушения индивидуальных прав субъектов избирательного права;
- — нарушения установленных законом правил финансирования избирательной кампании и кампании референдума;
- — нарушения установленных законом правил ведения предвыборной агитации и прав граждан на получение информации о выборах и референдуме;
- — нарушения правил голосования и установления результатов выборов и референдума А.Г. Головин Избирательное право России. — М.: НОРМА, 2007. — 336 с..