Экологическая отчетность под ключ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологическая отчетность под ключ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Контур.Экстерн задействует множество источников, в том числе реестры РПН. Модуль отчетности рассчитает суммы по экологическом сбору, негативному воздействию на окружающую среду и поможет сдать их в режиме онлайн в Росприроднадзор. Обработает формы отчетностей 2–ТП (воздух), 2–ТП (отходы), 2–ТП (рекультивация), ПЭК и передаст их через интернет.

Наличие всех обязательных форм отчетности

Экологический сбор:

Ее заполняют производители, которые выпускают товары, подлежащие утилизации после утери своих функциональных свойств;

Рекультивация (2-ТП):

Ее заполняют индивидуальные предприниматели и ООО, ведущие сельскохозяйственную деятельность. Сюда вносятся сведения о рекультивации почвы и использовании ее плодородного слоя;

Отходы (2-ТП):

Эта форма заполняется индивидуальными предпринимателями и компаниями, деятельность которых предполагает наличие отходов потребления или производства.

Воздух (2-ТП):

В РПН эту форму обязаны сдавать производители, которые применяют стационарные источники вредных выбросов в атмосферу;

Отчет ПЭК:

Раз в год отчет о состоянии производственного экологического контроля сдают организации, имеющие объекты, негативно влияющие на окружающую среду;

НВОС:

С 2016 г. декларация НВОС входит в состав годовой отчетности предприятия. Ее сдают все предприятия, использующие природные ресурсы за исключением объектов 4-й категории. Эта декларация должна быть отправлена в РПН не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом.

Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

Выше уже отмечалось, что Федеральным законом N 96-ФЗ для объектов III категории утверждена обязанность представления в уведомительном порядке отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Однако до сегодняшнего дня мы не имеем утверждённой формы данной отчётности. При этом в Письме Минприроды России от 12.09.2019 N 08-12-44/22071 даны разъяснения, что данная отчетность представляется в виде:

  • содержащего информацию в том числе о выбросах загрязняющих веществ отчета об осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с положениями ст. 67 Закона N 7-ФЗ;
  • статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме 2-ТП (воздух).

Зона ответственности Росприроднадзора, полномочия

Ро̀сприро̀днадзо́р, согласно новому положению, имеет множество полномочий в пределах федеральных округов.

Данный орган осуществляет госконтроль в таких областях:

  • охрана животного мира, который находится в государственных природных заповедниках;
  • организационные работы по созданию ПТК (природно-территориальных комплексов), находящихся под охраной РФ.

Надзорная служба контролирует соблюдение:

  • законодательства России, стандартов международного уровня, нормативных документов в сфере природных ресурсов морских вод и морской среды РФ;
  • расходов, которые были предоставлены органам госвласти для охотничьей сферы и сохранения ресурсов для этих целей.

Решение подсказывают природопользователи

Гневные посты экологов, горячие (иной раз нецензурные) обсуждения на форумах, жалобы и петиция содержат одни и те же вопросы. Почему новый сервис вводится в действие в разгар отчетной кампании? Почему нельзя отчитаться на бумаге, если сбоит приемный комплекс? Почему бы не сохранить работу прежнего личного кабинета на время обкатки нового? Почему бы не продлить сроки сдачи отчетов на время отладки системы?

Мы собрали и детализировали меры, которые предлагают компании для наведения порядка в процессе сдачи экологической отчетности.

Не чините искусственных препятствий. Позвольте организациям формировать отчетность удобным способом, в том числе с помощью собственного ПО. Дайте возможность загружать и сохранять файлы в личном кабинете. Обеспечьте выкладку в ЛК форматов и обнародуйте правила составления отчетов, их проверки на ошибки.

Регулируйте и контролируйте процесс законными методами. Избежать проблем и споров при сдаче отчетности позволит закрепление правил и требований в нормативно-правовых актах. Нынешний глава Кабмина Михаил Мишустин в ФНС России на деле доказал, что даже самая сложная отчетность может поступать в ведомство четко и в срок. Для этого ведомству надлежит:

— создать и утвердить регламент или другой нормативно-правовой акт с описанием порядка подачи, приема отчетов в электронном виде (по примеру ФНС, ПФР и других контролирующих органов);

— утвердить и опубликовать электронные форматы форм 2-ТП (отходы), 2-ТП (рекультивация), 2-ТП (воздух), а также Декларации о плате за НВОС, Заявки о постановке объектов НВОС на государственный учет, Отчета о результатах ПЭК, форм Экологического сбора.

Разрешите альтернативу. Многие природопользователи начали формировать экологические отчеты в Excel или Word. Они лично приносят их на бумаге или отправляют по почте в территориальные органы РПН. Напомним, если лицо, обязанное вносить плату, не имеет технической возможности подключиться к интернету, декларация представляется на бумаге (приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3). Примите меры для того, чтобы территориальные органы не препятствовали этому, принимали отчеты на бумаге.

Читайте также:  Пошаговая инструкция: как оформить землю в аренду и какие документы необходимы

Значительная часть природопользователей формирует и сдает отчетность через операторов ЭДО долгие годы. Позвольте компаниям продолжить взаимодействие с операторами. В идеале, если ведомство предоставит программный интерфейс (API), то есть сервис, куда информация будет поступать прямо из информационной системы хозяйствующего субъекта, это выгодно и бизнесу, и государству.

Крупные компании заинтересованы, чтобы сотрудник, ответственный за отчетность, работал в привычном интерфейсе. Тогда ресурсы компании не расходуются впустую на освоение разных интерфейсов многочисленных контролирующих органов, на ввод информации из учетной системы в ручном режиме. Государственное ведомство может не раздувать штат специалистов, ответственных за техподдержку — эти вопросы решает оператор. Он же обеспечивает корректность взаимодействия каналов связи, снижая риск чрезмерной нагрузки на API и DDOS-атак. Оператор, по сути, выступает гарантом процесса, ведь в случае сбоя он рискует своим бизнесом.

Подача заявки о постановке на учет ОНВОС через личный кабинет природопользователя

Чтобы подать заявку о постановке на учет ОНВОС вам необходимо зайти в меню, далее выбрать ВАША ОТЧЕТНОСТЬ, зайти во вкладку ОБЪЕКТЫ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Чтобы сформировать заявку надо создать новую карточку заявки и далее необходимо заполнить вкладки:

  • выбираем ТИП ЗАЯВЛЕНИЯ, далее: для постановки на учет — РЕГИСТРАЦИЯ ОБЪЕКТА.
  • нажимаете на карандаш, выпадает карточку, которую вы заполняете по данным своего предприятия.
  • заполняете координаты объекта, для чего вам надо включить кнопку редактирования и установить точку на карте, после чего координаты будут внесены в заявку автоматически.
  • нажимаем кнопку — сохранение.

«Прошу Вас официально признать нестабильную работу ЛКПП в отчетный период, чтобы исключить возможные злоупотребления со стороны Ваших подчиненных, в том числе при проверках предприятий; признать установленную возможность направлять отчеты на бумажных носителях, не сформированные в ЛКПП, в рамках действующего законодательства».

Из коллективной жалобы природопользователей, направленной в адрес главы Росприроднадзора Радионовой С.Г.

Природопользователей волнует, станут ли контролеры применять санкции за то, что компании не в состоянии отчитаться качественно и в срок? Перечень административных штрафов широк, они предусмотрены за искажение или сокрытие информации, за непредставление данных, несвоевременное сообщение сведений (статьи КоАП РФ 8,5; 19.7; 13.19; 8.41 и другие нормы).

Размеры санкций для юрлиц также впечатляют, в среднем от 20 000 до 80 000 рублей. За недостоверные сведения в отчетности по экосбору можно поплатиться 250 000 руб., а за несвоевременное его уплату — не менее, чем 500 000 руб. (расчет суммы экосбора подается не позднее 15 апреля).

Ответственность за нарушения правил подачи экологической отчетности

Если природопользователь допускает нарушение сроков подачи отчетности в РПН, ему угрожают различные штрафные санкции, предусмотренные КоАП. Наиболее часто применяются санкции по следующим статьям:

Ст. 8.5 КоАП РФ. Она предусматривает ответственность за несвоевременную подачу декларации НВОС. За это нарушение для должностных лиц предусмотрен штраф в размере до 6 тыс. рублей, для юридических лиц – до 60 тыс. рублей.

Ст. 8.41.1 КоАП РФ. Эта статья устанавливает штраф за нарушение сроков уплаты экологического сбора, для должностных лиц он составит от 5 тыс. рублей, для ИП – от 250 тыс. рублей, для организаций – от 500 тыс. рублей.

Ст 8.5.1 КоАП РФ. Она устанавливает ответственность за непредоставление отчета о выпущенных товарах и упаковки, подлежащих утилизации, а также о выполнении норматива утилизации. Для должностного лица штраф может достигать 6 тыс. рублей, для ИП – 70 тыс. рублей, а для организации – до 150 тыс. рублей.

Большинство форм отчетности могут подаваться как в бумажном виде, так и через интернет. Подача отчетов в электронном виде проходит значительно быстрее, однако для этого предприниматель должен иметь квалифицированную электронную подпись.

Экологический отчет предприятий

Предприятия, подпадающие под обложение экологическими платежами, обязаны своевременно сдавать экологические отчеты в утвержденной законодательством форме. Они должны содержать полную и достоверную информацию о деятельности компании, ее технологических процессах и вредных выбросах и отходах.

От технологических процессов на предприятии, категории отходов, появляющихся в процессе производства, способов их хранения, транспортировки, утилизации, класса опасности выбросов и других характеристик зависит, насколько подробная информация подлежит освещению в отчетных документах. Специалисты нашей компании грамотно и в срок оформят отчетную документацию, проведут профессиональную консультацию для предприятия любого профиля и категории, в том числе по составлению отчетов в экологию для газозаправочной станции.

Росприроднадзор утвердил отчетность природопользователей, которые разделены на категории:

  1. малые и средние предприятия, а также ИП;
  2. крупные предприятия и собственные экологические ПО.

Таким образом, отчеты по экологии для малых предприятий будут содержать иной перечень документов, чем крупные предприятия. Государственными надзорными органами установлены различные формы отчетности, каждая из которых имеет свой срок сдачи:

  • экологическая статистическая отчетность по формам 2-ТП (вода), 2-ТП (воздух), 2-ТП (водхоз);
  • форма 4-ОС о текущих затратах на охрану окружающей среды;
  • технический отчет о том, что технологический процесс не изменился;
  • расчет платы за негативное воздействие на природную среду;
  • декларация о количестве выпущенного товара;
  • информация о формировании отходов;
  • другие.
Читайте также:  Льготное протезирование зубов для военных пенсионеров

«Прошу Вас официально признать нестабильную работу ЛКПП в отчетный период, чтобы исключить возможные злоупотребления со стороны Ваших подчиненных, в том числе при проверках предприятий; признать установленную возможность направлять отчеты на бумажных носителях, не сформированные в ЛКПП, в рамках действующего законодательства».

Из коллективной жалобы природопользователей, направленной в адрес главы Росприроднадзора Радионовой С.Г.

Природопользователей волнует, станут ли контролеры применять санкции за то, что компании не в состоянии отчитаться качественно и в срок? Перечень административных штрафов широк, они предусмотрены за искажение или сокрытие информации, за непредставление данных, несвоевременное сообщение сведений (статьи КоАП РФ 8,5; 19.7; 13.19; 8.41 и другие нормы).

Функции личного кабинета природопользователя

После регистрации персонального профиля подконтрольным предприятиям и компаниям предоставляется возможность выполнения таких операций онлайн:

  • Составление отчетности 2-ТП по отходам, рекультивации.
  • Сдача декларации о внесении оплаты за отрицательное влияние на окружающую среду.
  • Сдача декларации об изготовлении в России товаров и упаковочного материала, подлежащего утилизации.
  • Создание отчётности о выполненных нормативах по утилизации.
  • Произведение расчёта по экологическим сборам.
  • Создание заявок относительно постановки на государственную регистрацию объектов, которые наносят вред окружающей среде.

«Прошу Вас официально признать нестабильную работу ЛКПП в отчетный период, чтобы исключить возможные злоупотребления со стороны Ваших подчиненных, в том числе при проверках предприятий; признать установленную возможность направлять отчеты на бумажных носителях, не сформированные в ЛКПП, в рамках действующего законодательства».

Из коллективной жалобы природопользователей, направленной в адрес главы Росприроднадзора Радионовой С.Г.

Природопользователей волнует, станут ли контролеры применять санкции за то, что компании не в состоянии отчитаться качественно и в срок? Перечень административных штрафов широк, они предусмотрены за искажение или сокрытие информации, за непредставление данных, несвоевременное сообщение сведений (статьи КоАП РФ 8,5; 19.7; 13.19; 8.41 и другие нормы).

Размеры санкций для юрлиц также впечатляют, в среднем от 20 000 до 80 000 рублей. За недостоверные сведения в отчетности по экосбору можно поплатиться 250 000 руб., а за несвоевременное его уплату — не менее, чем 500 000 руб. (расчет суммы экосбора подается не позднее 15 апреля).

Как могут наказать компанию за нарушение сроков представления экологической отчетности

Надо ли сдавать отчетность в Росприроднадзор, если загрязнений ОС организация не производит?

Вопрос

Обязано ли бюджетное учреждение предоставлять в Росприроднадзор декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду, вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду если выбросы в воздух, сбросы в воду отсутствуют, опасных отходов нет? Вывоз и размещение ТБО осуществляется сторонней организацией.

Какую еще отчетность необходимо предоставить в Росприроднадзор?

Ответ

По моему мнению, до внесения изменений в действующие нормативные акты в отношении обязанности уплачивать платежи за НВОС учреждение не является плательщиком за НВОС, поскольку учреждение не относится к объектам I, II, III и IV категорий, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, согласно Постановлению Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029.

Если учреждение не является плательщиком за НВОС, декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду в Росприроднадзор не представляется.

Тем не менее, учреждению необходимо иметь паспорт отходов для подтверждения класса их опасности. Обязанность получить паспорт образующихся отходов установлена Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности».

Обоснование

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон) установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, установленных данной статьей Закона, в том числе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

При этом абзац 1 ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ исключает из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Таким образом, законодательство не предусматривает взимание платы за установленные ст. 16 Закона N 7-ФЗ виды негативного воздействия на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Действующим законодательством не предусмотрена обязанность постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, которые не относятся к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее — Критерии).

Таким образом, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в Критериях (п. 6 Критериев), такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается), а плата за НВОС не взимается.

Читайте также:  Возмещение пособий из ФСС после перехода на прямые выплаты

Одновременно необходимо отметить, что в настоящее время Критерии пересматриваются с учетом вопросов обращения с отходами и получения разрешительной документации.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Указанные положения закреплены также ч. 4, 5 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ):

внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы;

плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

Согласно Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Таким образом, до момента выбора в субъектах Российской Федерации регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключения соглашения между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с законодательством плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов взимается с операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих специализированную деятельность по размещению твердых коммунальных отходов (См. письмо Росприроднадзора от 21.02.2017 N АС-06-02-36/3591 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду»).

Назначение службы Росприроднадзор

Контроль за использованием природных ресурсов осуществляет определенная Федеральная служба. Она известна под коротким названием Росприроднадзор, а официальное наименование Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Она представляет собой исполнительный орган власти, ведущий свою деятельность на основании законодательных актов РФ.

При выполнении своих функций Федеральная служба взаимодействует с физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Основными направлениями работы являются:

  • Выдача разрешений и учет фактического использования объектов животного, растительного мира – оформление лицензий при обращении с отходами, отслеживание оборота животных и растений, относящихся к особо редким видам, оценка влияния выбросов загрязняющих веществ в воздух, воду, почву;
  • Надзор за охраной окружающей среды при использовании земли, водных объектов, обращении с отходами, выбросах в атмосферный воздух и геологических разработках.

Санкции при серьезных нарушениях

В случае нарушения сроков сдачи либо при отсутствии отчетной документации разработаны штрафные санкции к нарушителям. Государство мотивирует ИП или юрлицо «методом кнута» к своевременной и качественной отчетности. Рычагов для воздействия у органов исполнительной власти теперь стало достаточно много:

  • ст. 13.19 КоАП РФ (любое нарушение сроков считается нарушением порядка сдачи статотчетности, грозит штрафами должностному лицу в размере 20 тысяч рублей, юрлицу — в размере 70 тыс. рублей);
  • ст. 8.5 КоАП РФ (при искажении либо намеренном сокрытии информации предполагаются штрафы организации до 80 тысяч рублей);
  • ст. 8.2 КоАП РФ (касается интересов Субъектов МСП, функционирование которых ведет за собой образование опасных отходов, предполагает административное приостановление работы до 90 дней либо штраф до 250 тысяч рублей);
  • ст. 19.7 КоАП РФ (наказание для юрлиц до 5 тысяч рублей)

Назначение службы Росприроднадзор

Контроль за использованием природных ресурсов осуществляет определенная Федеральная служба. Она известна под коротким названием Росприроднадзор, а официальное наименование Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Она представляет собой исполнительный орган власти, ведущий свою деятельность на основании законодательных актов РФ.

При выполнении своих функций Федеральная служба взаимодействует с физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Основными направлениями работы являются:

  • Выдача разрешений и учет фактического использования объектов животного, растительного мира – оформление лицензий при обращении с отходами, отслеживание оборота животных и растений, относящихся к особо редким видам, оценка влияния выбросов загрязняющих веществ в воздух, воду, почву;
  • Надзор за охраной окружающей среды при использовании земли, водных объектов, обращении с отходами, выбросах в атмосферный воздух и геологических разработках.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *